"Моя семья на грани двух стихий": фильм - воспоминание о том, как мои родители вместе с Ростиславом Алексеевым создавали экранопланы.

Такая у нас работа -
Учить пароходы летать!


Этот фильм мы с сыном сделали два года назад и теперь публикуем на блоге отдельной страницей: об экранопланах, о нашем выдающемся земляке - конструкторе Ростиславе Алексееве, о Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях. Хочется запомнить эпоху великой советской инженерии, эпоху замечательных свершений. К сожалению, нынче ничего подобного тем революционным экранопланам не создаётся. В демократической говорильне деньги находятся только на установку памятников былому величию и переименование организаций. Созданное вновь и близко не дотягивает до былых разработок. Этот фильм - дань уважения создателям экранопланов. Как потомственному кораблестроителю, мне хочется передать сыну и сохранить воспоминания моих родителей, всю жизнь проработавших в кострукторском бюро Алексеева. Полный фильм длится больше часа, поэтому публикую его сокращённую версию в нескольких сериях.



Вторая часть фильма посвящена самому Ростиславу Алексееву, выдающемуся кораблестроителю . Благодаря этому человеку применение экранного эффекта и сами летающие корабли стали реальностью. А советский Военно - морской флот получил сверхсовременные боевые экранопланы. Увы, сегодня их уже нет на боевом дежурстве. Но было и другое время - когда Алесееву ещё не ставили памятников, но его корабли уже летали!



Испытательная база ЦКБ по СПК на реке Троце у Горьковского моря была поистине уникальна! Здесь проводились модельные испытания будущих летающих кораблей, которые принесли нижегородским экранопланам мировую славу. Под руководством Главного - Ростислава Алексеева тут работали мои родители, их друзья, и уже - мои друзья и однокурсники. Здесь проводил летние школьные каникулы мой младший брат Андрей. Эпиграфом к этой части фильма может служить воспоминание мамы: "Когда американские инженеры во времена перестройки первый раз попали к нам в ЦКБ, то были просто обескуражены мощью нашей экспериментальной базы. Они сказали, что в исследвательском направлении они не в состоянии с нами конкурировать..." Где сейчас вся эта экспериментальная составляющая?! Эх...



Когда американские спутники передали на Землю снимки испытательных полётов "Корабля - макета" на Каспии, заокеанские спецслужбы поначалу отказались поверить в реальность существования такого гигантского экраноплана. Позже в западной печати за ним намертво закрепилось имя Каспийского монстра. Истории проектирования легендарного "КМ", его постройки и испытаний посвящена четвёртая часть нашего фильма.


Чечень - об этом таинственном острове десятилетия назад многие слышали, но в эпоху экранопланов Алексеева приехать на Чечень в Каспийском море мог лишь очень ограниченный круг инженеров и военпредов. Здесь проходили испытания "Корабля - макета", "Орлёнка" и "Луня". Здесь снимали самый знаменитый фильм всех времён и народов "Белое солнце пустыни". Мои родители работали на Чечене месяцами - их воспоминания об острове составили следующую серию фильма.




Было разработано множество компановок экраноплана "Орлёнок". Алексеев остановился на схеме корабля с низкорасположенным крылом и носовой аппарелью. И она оправдала себя в десантной и спасательной модификациях. Десятилетие назад была предпринята слабая попытка спасти последних "Орлят", переоборудовав их для морского флота МЧС России. Но, в очередной раз, всё ограничилось благими намерениями.



После "Орлёнка" начал свой исторический полёт ракетоносец экраноплан "Лунь". Спроектированный, испытанный в конструкторском бюро Ростислава Алексеева, он встал на боевое дежурство в составе Военно - Морского флота СССР. Почему же появление этого летающего корабля у Советского Союза представляло реальную угрозу для военно - морских сил США и всего блока НАТО?



Мы подошли к завершению нашего киноповествования об экранопланах Ростислава Алексеева. Это грустная часть рассказа - великие экранопланы догнивают, оказавшись не у дел. Те, что проектируются и строятся сегодня, совершенно не дотягивают ни по масштабам, ни по творческой новизне до летающих кораблей, создававшихся полвека назад. Нынешним популистам остаётся только установка памятников Алексееву, переименование в его честь институтов и пламенные речи о великих вехах российской технической истории. Уровень разработок уронили "ниже плинтуса" и ничто не предвещает близкой реанимации экранопланной тематики. Грустно на этом свете, господа...


Дерзновенные технические проекты выдающегося конструктора, едва успев превратиться в могучие летающие корабли, растворились в легенды, воспоминания, небытие. Возвратит ли их к нам будущее время? Остаётся уповать на человеческий разум и необратимось технического прогресса. Такая вот прерасная сказка с печальным концом...

Комментариев нет:

Отправить комментарий