Удивительная история символики России и Нижегородского края!

Моя песня о родном городе - в документальном сериале о символике Нижегородской области и страны.

Вообще - то я написал эту песню тридцать три года назад! А когда в 2006-м выпускал этот авторский сериал, съёмочная группа предложила мне снять клип с любимой песней и ввести его в фильм. По нашему общему мнению получилось неплохо. Спасибо Инне и Володе Купцовым, одному из лучших бардовских дуэтов в Нижнем. Они, безусловно, украсили мою песню.



2006 год - Однокл"А"ссники моего сына и двуглавый орёл!

У "ашек", класса моего сына Алёши с кинематографом старая дружба! Ещё в самом начале третьего класса все ребята участвовали в съёмках цикла телевизионных передач о государственной символике России и Нижегородской области. Это был мой авторский документальный цикл, тогда я придумал такой ход - 1 сентября в Алёшкином классе сделать связующей формой, лейтмотивом всего сериала. Так забавно видеть их в 2006-м году! Размещаю выдержки - те, где Однокл"А"ссники вместе, во всей красе.




История нижегородского герба.
Несколько лет назад по заказу регионального правительства мы выпустили цикл из семи фильмов на общую тему «Геральдическая история. Символика России и Нижегородского края». Фильмы показало местное телевидение, даже собирались растиражировать для уроков краеведения в школах. Но…отложили в долгий ящик, и только знакомые учителя истории время от времени просят у меня фильмы напрокат. А мне эта работа дорога: давно я так глубоко не залезал в родную историю. Представляю вам выборочные части семи серий фильма.



...с тех пор нижегородский олень гордо шествует по всей губернии, ее флагам, зданиям и гербам. Видели его и французы в 1812 году на знаменах полков нижегородского ополчения: рядом с двуглавым имперским орлом там разместили и нижегородский герб.
Весьма благотворно отразился на развитии Нижегородской губернии визит императора Николая 1-го. Раздраженный грязью и неустроенностью прекрасного по расположению города, царь оставил высочайшее указание по переустройству города из 88 пунктов. Приказав устроить по Откосу Александровский сад, Николай ехидно посоветовал жителям научиться лазить по горам. Напоследок царь огорошил всех обещанием через двадцать лет отказаться от короны и приехать с женой на жительство в Нижний. Для себя под жилище он выбрал Часовую башню кремля, для императрицы – Северную.
В течение десятилетия после высочайшего посещения губернский город трясла строительная лихорадка. Центральные улицы города выстроились по «красным линиям», появились новые казармы, плацпарад, арсенал, дворец губернатора. Самые красивые здания Нижегородского кремля построены по указанию Николая 1-го. В его царствование сложилась красивая, но идеалистическая формула национальной идеи: «Самодержавие. Православие. Народность». Император, поборник национальных традиций, большое значение придавал государственной символике. В том числе, сиволике губерний и городов Российской империи.
Его сын – император Александр 2-й уже на первом году царствования, в 1855 году, утвердил гербы губерний Российской империи, составленные по всем правилам геральдики. В числе прочих своего обновленного оленя получила и Нижегородская губерния.
Герб Нижегородской губернии представлял собой помещенное на геральдическом щите изображение идущего в серебряном поле червленого оленя, имеющего рога с шестью отростками и черные копыта; геральдический щит увенчан короной Российской империи и обрамлен золотыми дубовыми листьями, соединенными андреевской лентой.
Самым заметным событием нижегородской жизни 19-го века, конечно же была знаменитая Ярмарка. В 1896 году в Нижнем прошла историческая Всероссийская торгово-промышленная выставка. Посетивший её молодой государь Николай 2-й всюду рядом с российским двуглавым орлом видел нижегородского оленя.
После революции город и губерния на долгое время забыли о своем красивом гербе. Но в лихолетье Великой Отечественной войны советская власть вспомнила и о российских героях-патриотах прошлых веков, и о православной церкви, и о национальной символике. С тех пор Нижегородская область не расстаётся со своим оленем. После масштабной реставрации нашего кремля под руководством Агафонова в 50-х годах двадцатого столетия, башни были увенчаны нижегородским гербом.
Мы сроднились с прекрасным оленем, он будто наш проводник между прошлым и будущим Нижегородского края. Посмотрите на спокойную волжскую воду, которая хранит вековую историю русской равнины. Прислушайтесь: дробно стучат копытца. Гербовый олень нижегородский обходит свои владения.


Российский гимн, мой сын Алексей Савицкий и весь 3"А": "Конечно, припевать лучше хором!"


Вот они, третьеклассники из 20-й школы города Дзержинска образца 2006-го года! Участвуют в съёмках взрослого документального фильма о российской символике. Тогда были дружные - вон как слаженно гимн распевают!




История русских гимнов в изложении нашей съёмочной группы и студентов Нижегородской консерватории.


Замечетельная нижегородская консерватория очень помогла нашей съёмочной группе шесть лет назад  в создании фильма об истории российских гимнов, отрывок из которого я здесь публикую. Мало кто знает, что куранты на Спасской башне Московского кремля исполняли не только «Боже, царя храни!» Но, где же взять «Гром победы раздавайся!» и «Коль славен наш Господь в Сионе»? Нас выручила Нижегородская консерватория в лице моего большого друга, доцента консерватории Аллы Алексеевны Евдокимовой. Она разыскала в библиотеке ноты и тексты старинных гимнов, а студенты хорового отделения пропели их с листа прямо перед камерой. Оператор Серёжа Краснов был просто очарован, наперекор своей обычной невозмутимости. А режиссёр монтажа Михаил Гришин старательно разыскивал по историческим сайтам редкие портреты князя Львова, Хераскова, Козловского. Общими усилиями мы завершили фильм. Но сцены, снятые в консе – самые любимые!
Муза Полигимния, покровительница гимнов и пантомимы, на протяжении веков вдохновляла многих выдающихся авторов. В 3-м веке появились первые христианские гимны. Уже тринадцать веков в православных богослужениях звучат гимны святого Иоанна Дамаскина.
В средние века появились светские гимны, прославлявшие монархов. Первым национальным гимном стала революционная песня 16-го века в честь Вильгельма Оранского. А в России при Петре 1-м были организованы регулярные полковые оркестры. Стали популярными«виватные» песни, прославляющие императора и молодую Россию. Неудивительно, что марш Преображенского полка, написанный неизвестным автором, получил всероссийскую популярность. В 1805 году офицер - преображенец Марин написал к маршу слова:
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним, век ее, каков!
Под этот марш в 1814 году русские войска, разгромив армию Наполеона, вступили в Париж. Во второй половине 19-го века марш исполняли на слова солдатской песни:
Славны были наши деды!
Знают турки нас и шведы!
Преображенский марш исполняли при торжественных воинских церемониях, открытии памятника императору. Он стал гимном белого движения, после расформирования Преображенского полка в 1917 году...


...пели опьяненные свободой россияне «Марсельезу», но тут приехал в апреле 17- го из эмиграции Владимир Ильич Ленин. И случилась октябрьская революция, и запели в России вместо буржуазного «гимна свободы» большевистский «Интернационал». Стихи революционного гимна написал почти за полвека до событий в России поэт Парижской коммуны Эжен Потье. Потом композитор - любитель Дегейтер положил стихи на музыку. Русский текст написал Аркадий Коц. «Интернационал» в январе 1918 года стал гимном Советской республики, и его в новом качестве исполнили в …Таврическом дворце. Как повезло этому историческому месту на презентации российских гимнов! Партийный гимн исполнял роль государственного до 1 января 1944 года:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Горит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим до основанья…
Потом Иосиф Сталин заявил:
- "Интернационал" написан французами в 19 веке. Он устарел. Пусть его поют те, кто еще не разрушил старый мир. А мы свое дело сделали и теперь нам нужен наш, советский гимн. В страшную войну с фашизмом даже коммунистический режим был вынужден начать возрождение патриотических традиций. На конкурс нового гимна представили свои проекты 40 композиторов и 60 поэтов. Предпочтение было отдано тексту поэта Сергея Михалкова и журналиста Эль-Регистана. Музыку гимна написал композитор Александров, оставивший неизгладимый след в истории России маршем «Священная война».
Новый гимн СССР впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. После 20 съезда коммунистической партии, где был развенчан культ личности вчерашнего вождя, до 1977 года гимн СССР исполняли без слов, просто играли. Затем Михалков скорректировал текст, убрал упоминание о Сталине, - и снова пели до 1991 года.
Произведение Александрова и Михалкова непросто возвращалось на место главного музыкального символа страны. Новая демократическая Россия сначала посчитала, что созданная Глинкой в соперничестве с Львовым «Патриотическая песнь» подойдет для наступившего свободного времени. Но текст к этой мелодии так и не сложился. Знаменитое «Славься» того же Глинки также не прижилось. В декабре 2000 года государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александрова с новыми словами Михалкова. Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001года.

Геральдическая история: тридцать пять веков полёта двуглавого орла.
Наш двуглавый орёл – древний путешественник! Он взлетел три с половиной тысячелетия назад со скалы в 150 километрах от турецкой Анкары, где была столица древнего Хеттского царства.
Потом его видели в орнаментах Малой и Передней Азии, на иранских и арабских монетах. Вместе с орлом по миру странствовали солнечный свет, плодородие, бессмертие и могущество, которые он олицетворял. Двуглавая птица летала по Азии и Европе с золотоордынских монет хана Тохтамыша на печати европейских правителей Баварии, Чехии, Болгарии, Палермо, Савойи и Нидерландов, утвердилась на гербе Священной Римской империи. Двуглавый орел стал эмблемой сербского короля Стефана Неманича, албанского национального героя Георгия Скандербега, его чеканили на монетах Черногории и княжества Валахии. В конце 15 века двуглавый орел долетел до Московской Руси, ставшей к тому времени могучим и независимым государством.
Иван 3-й Васильевич, великий князь Московский (1462-1505), имел государственными эмблемами двуглавого орла и всадника, поражающего копьем змия. Династический знак византийских императоров - двуглавый орел с распластанными крыльями, пришёлся на Руси ко двору вместе с идеей православной империи и бабкой Ивана Грозного, Софьей Палеолог. Великий князь московский решил ни в чем не уступать кичливой Европе, расширяя границы и закладывая основы будущей империи. Обычный орел утвердился в Европе как символ королевской власти, а двуглавый - императорской. Так дремавшая доселе Русь объявила о своих великих притязаниях. Император Священной Римской империи предложил короновать Ивана 3-го, ссылаясь на то, что обряд коронации может совершить только «царь римский». На что царь русский безмятежно ответил: «Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, а поставления боле …ни от кого …не хотели…и ныне не хотим».
Да, на печати Ивана 3-го кроме двуглавого орла присутствует еще один персонаж – всадник, поражающий копьем змея. На Русь культ Святого Георгия пришел вместе с принятием христианства. При крещении имя Георгия получил князь Ярослав Мудрый, основавший во славу своего святого Георгиевский монастырь в Киеве и город Юрьев (ныне Тарту) в Эстонии. Два Георгия, старший и младший Юрии Долгорукие, основали два крупнейших русских города – Москву и Нижний Новгород. Но при Иване 3-м всадника с копьем называют просто «ездцом» и чеканят на монетах в две деньги, от которых и пошло название «копейки». Его сын, великий князь Василий 3-й получил в наследство двуглавого гербового орла и великие дела. Такие, как строительство каменного Нижегородского кремля. Вот с Дмитриевской башни в 1509 году и началось возведение крепости. Так что наш кремль практически ровесник российского герба! При Иване 4-м Грозном государственный герб усложняется: «учинена печать – орел двоеглавной, а среди его человек на коне».
На Большой государственной печати 1577 года орел выглядит воинственным: клювы раскрыты, языки высунуты. По терминологии геральдики это – вооруженный орел. Пока он коронован только одной короной, но по окружности печати появились эмблемы двадцати четырех земель, которые входили в полный царский титул. И олень Новгорода Низовския земли здесь есть! Орел становится красочной книгой, иллюстрирующей территориальные завоевания окрепшего государства. Уже оформилась идея происхождения русских государей от императора Августа. Иван 4-й гордо пишет шведскому королю Юхану:
- А что писал еси о Римского царства печати, а у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико: мы от Августа Кесаря родством ведемся.
Наш герб – сама история. Каждый государь привносил в его изображение свои детали. При Алексее Михайловиче страна ведет успешную войну с Речью Посполитой за Левобережную Украину. В 1656 году государь принял титул «всея Великие и Малые и Белые России самодержец». Держава заявляет свои права на исконные земли. Близка к воплощению вековая идея объединения всего русского народа, разделенного на русских, украинцев и белорусов. Шесть крепостей символизируют Великую, Малую и Белую России, восточные, западные и северные территории страны. Крылья двуглавого орла вновь поднимаются вверх, а в его лапах появились скипетр и держава!
С этого времени они также становятся символами российской самодержавной власти: «яблоко державное», «яблоко царского чина», «держава Российского царствия». Держава и скипетр входили в Большой царский наряд, одеваемый для венчания на царство, поставления патриархов, приема послов.



Уф! Можно перевести дух – нелегко за один присест произнести полный титул российского императора! А и слова выбросить нельзя: за каждым именованием – своя героическая история.
1552 год: Присоединение Казанского ханства к России – боевая слава армий Ивана Грозного. Щит венчает Казанская шапка – корона, изготовленная для Ивана Васильевича в честь покорения Казани. На печати Грозного Казанское царство символизировал барс с поднятой правой передней лапой. Эта эмблема послужила прототипом современного герба Татарстана.
1556 год: Закончилась вековая борьба России за присоединение Астраханского царства. Щит коронован венцом царя Михаила Федоровича, созданном в 1627 году в Кремлевских мастерских.
1598 год: В горностаевом щите два черных соболя держат корону, лук и стрелу – герб Сибирского царства. Память о великом походе Ермака Тимофеевича и его казаков, разгроме воеводой Воейковым сибирского хана Кучума, олицетворение пушных богатств покоренного края. Над гербом венец старшего брата Петра 1-го – царя Ивана Алексеевича.
Конец 16 века: Герб царства Грузинского включает в себя иверский и карталинский, кабардинский и армянский гербы, а также герб черкасских и горских князей. История этих земель в составе России начинается с конца 16 века, когда по просьбе грузинских правителей московский царь принял Грузию в свое подданство. С тех пор земля Кавказа обильно полита кровью русских солдат, которые защищали народы Армении, Грузии, Азербайджана от ассимиляции Османской империей и Персией, покоряли Дагестан и Чечню. Если б не наши воины, многие из кавказских народов просто перестали бы существовать, как их вера и гербы: Святой Георгий – покровитель Грузии и армянский лев. Щит венчает грузинская царская корона, изготовленная в 1799 году для Павла 1-го.
Соединенные гербы великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского:
Гербовый щит великих русских княжеств объединил покровителя Киева Архистратига Михаила с пламенеющим мечом, золотого владимирского льва в короне и с крестом и новгородских черных медведей с креслами, скипетром и крестом, трисвечником и серебряными рыбами. Все эти символы – история объединения разрозненных русских княжеств под единой властью Москвы. Венчает их на Большом гербе шапка Мономаха второго наряда, которую изготовили для коронации Петра 1-го в 1682 году, когда венчались на царство сразу два русских царя – братья Иван и Петр Алексеевичи.
1783 год: Яркая история Херсонеса Таврического. Античной греческой колонией владела Византия, Золотая орда, затем образовалось Крымское ханство. И вот радением Екатерины 2-й и ее блестящих сподвижников Крым стал Таврической губернией России. Византийского орла на золотом гербе Херсонеса венчает старейшая русская корона – шапка Мономаха. По легенде, ее прислал на Русь прародитель русских царей византийский император Константин Мономах. На самом же деле она была изготовлена на Востоке в конце 13-го века.
1809 год: После русско-шведской войны, когда лихие гусары генерала Кульнева и Дениса Давыдова смелым рейдом по льду Ботнического залива вышли под самый Стокгольм, великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи. Это возродило Финскую государственность, предотвратило забвение финского языка и вообще ассимиляцию народа Швецией. Финляндия получила больше прав и свобод, чем у нее было под властью Швеции и гораздо больше, чем у других российских провинций. Золотой коронованный лев с мечами и сегодня является государственным символом Суоми.
1815 год: После третьего раздела Речи Посполитой и окончания наполеоновских войн, воинским усердием Суворова и многих талантливых полководцев, Польское королевство вошло в состав Российской империи. С тех пор все российские императоры считались польскими правителями, что символизирует императорская корона над щитом с белым орлом.
Все перечисленные короны хранятся в Оружейной палате Московского кремля.
В верхней части Большого государственного герба расположены еще шесть геральдических щитов, на которых изображены гербы княжеств и областей Великоросийских, юго-западных, Белорусских и Литовских, Прибалтийских, северо-восточных и Туркестанский герб. Все это могучее единение входило в полный царский титул.



Сегодня красный цвет щита олицетворяет энергию, силу и кровь, пролитую за Отчизну. Скипетр – символ суверенности страны и всех ее территорий, а держава – нашего гражданского единения и целостности государства. Три короны – дань истории могучей державы. Возможно, новейшая история России ответит на вопрос, объяснит трагедию народа, который в великих трудах и лишениях строит грандиозную империю. А в смутное время, в переломные моменты истории, сам же ее разрушает, отворачиваясь от своей великой истории, как от чуждой. Хотелось бы верить и в дальнейшую великую судьбу России, в свободный полёт российского орла без падений. Хотя для этих радужных надежд сегодня очень много «но»…Геральдическая история продолжается.


Государственный флаг России: от византийского пурпура - к российскому триколору!
Какая красочная наука вексиллология! Она изучает историю знамён. Vexillum – так называли знамена и отряды, появившиеся в римском войске во втором веке до нашей эры. Шествие фаланг и легионов, кагорт и центурий, топот конницы – древние армии на марше. Отсвет тотемов и богов. Свое знамя - у каждого колена иудейского времен Моисея, у египтян - насаженные на пики аллегорические фигуры. У непобедимых римлян изображения зверей или человеческой руки. А вот и римский орел появился на драгоценной пурпурной ткани!
В 6-м веке византийцы называли «бандонами» военные знамена и соединения небольшой численности, в их коннице появляются «фламмулы» - треугольные флажки, прикрепленные к древку копья. На императорских пурпурных знаменах и воинских стягах помещают образы Спаса и Богородицы. В византийской цветовой символике пурпур объединял два цвета: синее, вечное, небесное - с красным, земным. Белый цвет означал светоносность и чистоту.
В 9 веке усиливаются славянские княжества в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове. Время первых русских стягов - так называют древние флаги в «Повести временных лет». От слова «стяганье», означавшего сбор воинов вокруг себя. С принятием христианства и на русских стягах появились образы Спасителя.
В «Сказании о Мамаевом побоище» древний летописец говорит, что перед Куликовской битвой Дмитрий Донской молился о победе перед образом Спаса на стяге. С 14–го века слово «знамя» от «знамение, знак, примета» уже заменяет «стяг». Поднял знамя – готов к бою! Опустил – признал поражение.
У России пока нет своего герба. Поэтому на знаменах – христианские образы. Наши стяги приобретают значение святыни, знамена выносят на церковные службы, присягу, заключение договоров, сбор налогов с нерусского населения.
Малиновое знамя с образом Всемилостивого Спаса вдохновляло русское войско Ивана Грозного на последний победоносный штурм Казани в 1552 году. Знамена с восьмиконечным крестом жаловались создаваемым стрелецким полкам, причем цвет полкового знамени соответствовал цвету стрелецких кафтанов: лимонные, алые, фиолетовые, белые. Малиновым, с архангелом Михаилом в центре, было воеводское знамя командующего Нижегородским ополчением князя Дмитрия Пожарского.
Расцвел на Руси имперский пурпур византийских базилевсов: Вильно и Рига, Казань и Дерпт, Астрахань и Сибирь увидели победные лики русских знамен! В русском войске того времени служило много иностранцев, они привнесли в российские знамена воинских частей многое из символики Западной Европы. И вот первый царь династии Романовых жалует войску Донскому знамя с изображением двуглавого орла.




1612 год - четыре века подвигу нижегородского ополчения Минина и Пожарского!
Четыреста лет назад состоялось решающее сражение между героическим ополчением Минина и Пожарского и польскими интервентами. Враги России были разбиты, Москва – освобождена от чужеземных захватчиков, закончились годы Смуты. Для нашей страны наступило время единения, велика заслуга в этом земляков – нижегородцев! День единения – самый молодой праздник в нашей стране. В последнее десятилетие нижегородцы немало сделали для восстановления благодарной народной памяти о великом подвиге земляков. И заканчивающийся год запомнится годом знаменательного четырёхсотлетнего юбилея нашего героического ополчения.
Шесть лет назад наша съёмочная группа выпустила цикл передач о российской и нижегородской символике. Одна из семи серий была посвящена ополчению Минина и Пожарского. В год 400-летнего юбилея такого судьбоносного для нашей страны события мне хочется представить вашему вниманию этот фильм. Не судите слишком строго: это была такая голимая малобюджетка по заказу областного правительства, экономили на всём: сериал состоялся только благодаря бескорыстному энтузиазму оператора Сергея Краснова, режиссёра монтажа Михаила Гришина, журналиста Наташи Чеван, и меня, автора этих фильмов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий